Форма поиска в каталоге стенограмм

  Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Седьмой созыв

Заседание:  12.03.2020
Вопрос:  О проекте федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в целях совершенствования порядка ценообразования при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
Выступает:  ИЗОТОВ А.Н.
Статус:  фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Сборник:  Бюлл. N 287(1835) Ч.1: Стр.46-49


<< ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.] >>

16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Докладывает Алексей Николаевич Изотов от Комитета по финансовому рынку.

Пожалуйста, с места.


ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект разработан в рамках поручения Президента Российской Федерации в части повышения безопасности дорожного движения.

Я хочу напомнить, что у нас с 1 января 2019 года стартовал первый этап либерализации рынка ОСАГО, был расширен базовый коридор на 20 процентов в ту и другую стороны, и, конечно, нас беспокоило, что же будет со стоимостью полиса ОСАГО. Я вам докладываю, что за 2019 год средняя стоимость полиса ОСАГО по всем транспортным средствам снизилась на 5,3 процента, для легковых автомобилей - на 3,7 процента. Но сама система ценообразования не стала индивидуальной, сейчас эта система работает так: страховщики в рамках существующего базового коридора назначают единый базовый тариф для субъекта в целом, но не для каждого владельца. Поэтому у нас сегодня возникает такая ситуация: благонадёжные автовладельцы платят за постоянных нарушителей, а для нарушителей страховщики не могут повысить максимальный тариф, так как в отношении его существуют ограничения, о которых я сказал.

Данный законопроект долгожданный для многих, он продолжает реорганизацию системы ОСАГО. В декабре проходили по нему парламентские слушания, комитет постоянно заседает, и экспертный совет проводит консультации, была разработана концепция этого законопроекта, направленная на совершенствование системы ОСАГО, а именно на создание индивидуального тарифа для любого владельца с учётом его степени аварийности и стиля вождения. Таким образом, законопроект преследует цель - создание стимула для повышения безопасности дорожного движения. В частности, ещё в законопроекте предлагается при установлении предельных размеров базовых ставок, помимо технических характеристик и конструктивных особенностей автомобиля, учитывать вид собственника (физическое лицо или юридическое лицо), цель использования транспортного средства (бытовое, семейное или предпринимательская деятельность) и назначение транспортного средства, например транспортное средство оперативных служб, - все эти факторы в той или иной степени могут влиять на аварийность и на потенциальный размер причинённого вреда.

Также законопроект позволяет страховщикам устанавливать тариф в границах базового коридора в зависимости от неоднократности привлечения автовладельцев к серьёзным административным правонарушениям. В законопроекте прописано, какие правонарушения признаются серьёзными: превышение скорости более чем на 60 километров в час, проезд на красный сигнал светофора, движение по встречной полосе, наркотическое или алкогольное опьянение. Следует отметить, что видео- и фотофиксация в данном случае не будет работать, вернее, не будет влиять на увеличение тарифа, будет влиять только непосредственно фиксирование нарушений сотрудниками дорожно-патрульной службы.

Что касается юридических лиц, то юридические лица получают право заключать договор ОСАГО с учётом не только сезонного использования, но и в связи с ограничением круга лиц, допущенных к управлению транспортными средствами.

Ну и в заключение хотел бы сказать, что если страхователь будет не согласен с той экспертизой, которую провели страховщики, то он имеет право провести независимую экспертизу, но при этом должен уведомить страховщика в течение трёх дней и эта независимая экспертиза должна проводиться по правилам, утверждённым Центральным банком в соответствии с единой методикой.

Таким образом, уважаемые коллеги, законопроект направлен на персонализацию страховых тарифов в отношении каждого страхователя с учётом истории его вождения. Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта и просит поддержать его в первом чтении.

Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Спасибо, Алексей Николаевич.

Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.

Включите режим записи на вопросы.

Покажите список.

Шеремет Михаил Сергеевич.


. . . . . . .
(Бюлл. N 287(1835); Ч.1: Стр.47)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Депутату Изотову включите микрофон.


ИЗОТОВ А. Н. Спасибо большое за вопрос. Я вам могу сказать ещё больше: мы продолжим вносить изменения в действующий закон, потому что на сегодняшний день всё равно регуляторика достаточно высокая со стороны Центрального банка. Мы закончим туда вносить изменения, когда рынок всё-таки будет полностью либерализован и когда индивидуальный тариф будет устанавливаться для каждого водителя в зависимости от его стиля вождения, от количества случаев привлечения к административной ответственности в связи с нарушением Правил дорожного движения.

Что касается того, что это, как вы говорите, на пользу страховщикам. Я вам могу привести цифры по выплатам и по средней премии: с 2016 года средняя премия упала для страховщиков с 6,2 тысячи рублей до 5,5 тысячи рублей, в 2019 году она составляла 5,6 тысячи, а в 2020 году, в январе-феврале, она ещё снизилась, получается, на 13 процентов. А вот средние выплаты у нас увеличились с 2016 года с 58 тысяч рублей до 74,5 тысячи рублей. И я могу здесь провести сравнение с другим продуктом автострахования - каско: средняя премия составляет 35,6 тысячи рублей, то есть в 6,5 раза больше, чем по ОСАГО, а средняя стоимость выплат составляет 97 тысяч рублей, то есть всего в 30 процентов разница. Вот два абсолютно разных продукта с двумя разными экономиками - это говорит просто о том, что на сегодняшний день рынок ОСАГО не столь высокорентабельный, он находится на грани плюсовой маржи со стороны страхователей, он сегодня демонополизирован, и на сегодняшний день на этом рынке сложились достаточно справедливые цены. Так что говорить о том, что это изменение идёт на пользу страховщикам, абсолютно неправильно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Спасибо.

Веремеенко Сергей Алексеевич, пожалуйста.


. . . . . . .
(Бюлл. N 287(1835); Ч.1: Стр.47)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Депутату Изотову включите микрофон.


ИЗОТОВ А. Н. Сергей Алексеевич, я эти цифры слышал, о пропаже 150 миллиардов рублей или 50 миллиардов рублей, но я нигде не видел по ним никакой аналитики. Вот кто-то один раз об этом сказал, мы даже делали запросы, насколько я помню, но так никто и не раскрыл эту информацию. Я могу вам привести цифры по страховым премиям и по страховым выплатам за последние годы: 2018 год - страховая премия составила 230 миллиардов рублей, в 2019 году произошло уменьшение - 221 миллиард рублей. Случилось это из-за того, что снизилась средняя стоимость полиса ОСАГО. А вот что касается страховых выплат, у нас со 150 миллиардов рублей в 2018 году произошло увеличение до 158 миллиардов рублей в 2019 году, то есть маржа за два года в значительной степени снизилась, и на сегодняшний день коэффициент выплат к премии составляет 0,72. По данным Российского союза автостраховщиков, точка безубыточности составляет 0,77. Поэтому говорить о том, что в дальнейшем собираемость будет... Я бы не утверждал это, я думаю, что эти цифры стабилизировались и такими они и будут. Единственное, за счёт чего может быть повышена собираемость, - это за счёт того, что у нас на сегодняшний день ещё значительное количество граждан ездят без полисов ОСАГО, и вот здесь мы должны ужесточать требования, увеличивать штрафы, тогда возможно увеличение сборов, но это будет на уровне 7-8 процентов.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Спасибо.

Альшевских Андрей Геннадьевич.


. . . . . . .
(Бюлл. N 287(1835); Ч.1: Стр.48)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Депутату Изотову включите микрофон.


ИЗОТОВ А. Н. Андрей Геннадьевич, у вас неправильная статистика по количеству договоров: в 2016 году было 38 миллионов 763 тысячи договоров, в 2018-м - 40 миллионов 335 тысяч, в 2019-м - 40 миллионов 753 тысячи, то есть происходит увеличение количества договоров. Связано это с тем, что налаживаются взаимоотношения между РСА и МВД. Пока ещё здесь проблемы существуют, нужно в субъектах усиливать работу по межведомственному взаимодействию, но количество договоров у нас увеличивается.

Тем не менее если посмотреть по количеству легковых автомобилей, которых 43,5 миллиона единиц, то получается, что 3 миллиона автовладельцев не имеют полиса ОСАГО. Естественно, это могут быть те, чьи машины просто стоят во дворах, но в том числе это и те, кто в категорической форме отказывается получать полис ОСАГО.

А что касается прибыли страховых компаний, я не вижу цифр, подтверждающих, что это происходит именно за счёт сектора обязательного автострахования, это может быть и за счёт каско, и за счёт каких-то других сегментов. Опять же приведу цифры: в 2018 году уровень выплат к премии, коэффициент, с учётом издержек на ведение дела составил 84 процента, а в 2019 году - уже 92 процента, то есть приближается к точке безубыточности.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Спасибо.

Андрейченко Андрей Валерьевич.


. . . . . . .
(Бюлл. N 287(1835); Ч.1: Стр.48)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Алексею Николаевичу Изотову включите микрофон.


ИЗОТОВ А. Н. Спасибо большое за вопросы.

Действительно, регламентирована та сумма, которую они могут тратить, то есть часть суммы они могут тратить на ведение дела, часть суммы они тратят на резервирование. Это законодательством установлено, и эта сумма не 30-40 процентов, это на уровне 10 процентов.

Что касается того, что выводятся средства за границу, об этом я вам уже сказал: когда будут доказательства, тогда будем их рассматривать. Но во всяком случае с 2016 года рынок ОСАГО очень сильно эволюционировал. Тогда была, скажем так, монополия одной из компаний, доля которой составляла 50 процентов, до 50 процентов, на сегодняшний день ни одна страховая компания не имеет долю свыше 15 процентов. У нас создана замечательная платформа, называется "Е-Гарант", куда каждый страхователь может обратиться, и на сегодняшний день уже около 50 процентов автовладельцев получают полис в электронном виде. И на сегодняшний день, мы видим, количество жалоб сократилось в 25 раз: в 2016 году 12,5 тысячи жалоб поступило в Центральный банк, а по итогам 2019 года их количество составляло всего 506. То есть рынок действительно изменился. Если сравнивать то, каким он был четыре года назад, то те меры, которые принимаются и Комитетом по финансовому рынку, и Государственной Думой, и Центральным банком, как регулятором, приводят к тому, что он становится более прозрачным и эволюционирует с каждым годом.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Спасибо.

Куринный Алексей Владимирович.


. . . . . . .
(Бюлл. N 287(1835); Ч.1: Стр.49)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Депутату Изотову включите микрофон.


ИЗОТОВ А. Н. Спасибо большое за вопрос. Этот вопрос на сегодняшний день уже снят: пояснительная записка готовилась вместе с правительственным законопроектом, а там было исключение территориального коэффициента. Если бы мы исключили территориальный коэффициент, житель Армавира заплатил бы не 3600 рублей, а именно 10 тысяч, но на сегодняшний день это уже неактуально: у нас остаётся территориальный коэффициент, тот, который есть.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Спасибо.

Коллеги, будут желающие выступить? Да.

Включите режим записи на выступления.

Покажите список.

Аксаков Анатолий Геннадьевич.