Форма поиска в каталоге стенограмм

  Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Седьмой созыв

Заседание:  27.05.2020
Вопрос:  "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в уcловиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции".Информация министра экономического развития Российской Федерации М. Г. Решетникова.Выступления аудитора Счётной палаты Российской Федерации Д. Е. Шилкова, члена Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту А. А. Авдеева, председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству С. А. Жигарева и представителей фракций в Государственной Думе.
Выступает:  ЕПИФАНОВА О.Н.
Статус:  заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"
Сборник:  Бюлл. N 299(1847) Ч.1: Стр.33


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Максим Геннадьевич, всё это так, вы правильно говорите, и говорите это и с позиции министра, и с учётом в том числе своего опыта губернатора в прошлом.

Виктор Борисович Кидяев - возможно, вы его не так близко знаете - возглавляет Всероссийскую ассоциацию развития местного самоуправления. Он у нас не просто депутат, он депутат, который представляет интересы всех органов местного самоуправления нашей страны, депутатов местного уровня, глав поселений, и он правильно ставит вопрос, такая проблема есть. Кто её будет решать - губернатор? Если он её решает - хорошо, если же у губернатора не получается эту проблему решить, тогда в том числе через такую ассоциацию правильно было бы вести диалог с министерством.

Но Виктор Борисович, наверное, не просто так эту тему поднял: он знает, что именно вашему министерству переданы полномочия вести вопросы, связанные с развитием органов местного самоуправления, поэтому этот диалог не случаен, и, может быть, здесь истина-то лежит посередине. Нам надо в рамках федеральных возможностей создавать условия для развития местного самоуправления, в том числе финансовую основу.

Мы в своё время здесь принимали закон, который фиксировал, что передача такого налога, как НДФЛ, в регионы будет полностью передана на уровень местного самоуправления; потом было ограничение - порядка, по-моему, 50 процентов. А сейчас эта норма уже не работает, и каждый регион по-своему определяет судьбу этого источника, и у тех же органов местного самоуправления нет заинтересованности развивать в том числе предприятия, потому что им остаётся в лучшем случае, если брать первый уровень, может быть, 5-10 процентов, где-то - 15 процентов.

Поэтому брать и отметать то, что сказал наш коллега, нельзя. Правильнее было бы посмотреть и в будущем, возможно, принять решения, которые позволят сформировать базу для местного самоуправления, с тем чтобы они не были заложниками решений, принимаемых в том числе на региональном уровне (когда захотели - сформировали им базу, другая конъюнктура - забрали эту базу), чтобы они были сторонниками ухода от серых схем на тех же предприятиях, потому что сейчас этот вопрос их не касается, они не получают от этого практически ничего. Это одна сторона, и это в поддержку того, что говорил Кидяев. И вторая сторона - это то, что мы, наверное, также должны предусмотреть, учесть, что органы местного самоуправления разные.

Вот предложена модель, и она сейчас зафиксирована в законе - городские агломерации. У нас этих городских агломераций не так много, где-то 23 агломерации, наверное, но они объединяют порядка 100 крупнейших муниципальных образований. А какие меры поддержки предусмотрены, чтобы развивать эти агломерации, кроме федеральной программы, проекта "Безопасные и качественные дороги"? Тут в том числе вопросы, связанные с налоговыми регуляторами, с поддержкой за счёт средств федерального бюджета. Мы же должны сформировать агломерации, привлекательные для бизнеса, чтобы деловая активность там больше развивалась. Всё это также возможно.

Так что вот тема, связанная с местным самоуправлением, - это преломление вопроса о развитии малого бизнеса, потому что малый бизнес развивается, если, скажем, мэр небольшого городка всё делает для этого. И если мы не обратим внимания на эти проблемы... Думаю, мы должны быть благодарны Виктору Борисовичу за то, что он вообще эту тему поднял. А нам, со своей стороны, может быть, подумать совместно с министерством, с теми, кто у вас занимается вопросами местного самоуправления, и также создать рабочую группу, посмотреть и агломерации, и налоговые отношения с органами местного самоуправления. Сегодня нам это делать придётся, потому что не только регионы пострадали от снижения поступлений по налогам, но и органы местного самоуправления, однако регион всегда свои полномочия и обязательства защитит в первую очередь, а орган местного самоуправления по остаточному принципу сформирует свой бюджет. Было бы правильно это обсудить, коллеги.

Надо отдать должное, решение принято, и мы в его рассмотрении принимали участие через своих представителей в трёхсторонней комиссии: 100 миллиардов рублей выделено на поддержку как раз регионов, для того чтобы они сбалансировали свои бюджеты с учётом выпадающих доходов, в ближайшее время ещё 100 миллиардов на эти цели будет выделено. Но нам важно посмотреть, как эти средства дошли до потребителей - и до больниц, и до школ, и до муниципалитетов. Вот этот разговор было бы правильно продолжить. Насколько я знаю, вы встречались со всеми фракциями, и отзывы действительно положительные. Спасибо вам за открытость, за то, что вы этот диалог выдержали и сегодня мы понимаем друг друга. И нам важно его продолжить в будущем, чтобы у нас вот с этим огромным министерством, которое практически является экономическим штабом правительства, был постоянный диалог и мы чувствовали свою ответственность за этот диалог, ну и при этом вы этот диалог поддерживали, инициировали рассмотрение вопросов.

Сейчас, коллеги, завершающий вопрос от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Пожалуйста, Епифанова Ольга Николаевна.


ЕПИФАНОВА О. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Уважаемый Максим Геннадьевич, хочу вернуться к теме кодов ОКВЭДа. Сейчас в Интернете набирает поддержку петиция к правительству с просьбой разрешить бизнесу в разумные сроки под контролем налоговой уточнить свой основной код ОКВЭДа, чтобы он соответствовал фактическому виду деятельности, поскольку у многих указан обобщённый трёхзначный код ОКВЭДа, а не детализированный четырёх-, пятизначный, либо фактически основная деятельность в реестре юридических лиц указана в качестве дополнительной, либо в ЕГРЮЛ вообще не те коды, виды деятельности по которым правительство внесло в перечень пострадавших, хотя фактически компании ведут такую деятельность. Получается, что просто по формальным признакам многие предприниматели пострадавших отраслей экономики не могут получить предусмотренную правительством помощь, поэтому они просят разрешить им уточнить свой основной код ОКВЭДа.

Уважаемый Максим Геннадьевич, какое отношение у вас, у Министерства экономического развития, к этой проблеме и какие меры рассматриваются правительством для её решения?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Пожалуйста.