Форма поиска в каталоге стенограмм

  Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Седьмой созыв

Заседание:  01.06.2021
Вопрос:  О проекте федерального закона № 1172284-7 "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" (о личных фондах).
Выступает:  КРАШЕНИННИКОВ П.В.
Статус:  председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Сборник:  Бюлл. N 361(1909) Ч.1: Стр.44-46


<< ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.] >>

26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Перед тем как доложить о данном законопроекте, хотел бы спросить: когда у нас развиваются общество и государство? Мне кажется, ответ очевиден: тогда, когда последующим поколениям передаются знания, культурные ценности, в том числе правовые и законодательные наработки. Мы также знаем из своей практики, что есть вопросы, как говорится, на злобу дня и есть вечные вопросы, по которым нужно развивать законодательство, и к ним, конечно, относятся вопросы наследственного права.

Хочу отметить, что представленным вам проектом завершается комплексное совершенствование норм наследственного права, осуществляемое начиная с 2001 года. На первый взгляд может показаться, что этот законопроект интересен только для бизнеса, но это не так, потому что личные фонды - это эффективный институт управления имуществом. Создание этих фондов способствует стабильности гражданского общества, сохранению рабочих мест, уплате налогов, тому, что бизнес не останется без присмотра, не станет "лежачим" (есть такое выражение), а "лежачее" наследство можно разворовать, распилить - как угодно можно это называть.

Напомню, в 2001 году мы ушли от существовавшего на тот момент законодательного установления, когда было две очереди по закону, а если не было завещания и не было близких родственников, то всё уходило государству. Тогда, в мае 2001 года, мы с вами сделали четыре очереди, затем, уже в 2002-м, появилось восемь очередей, в зависимости от степени родства.

Хочу сказать, что сейчас мы немножко эту тенденцию меняем. Дело в том, что в начале XXI века у нас завещания писались фактически 5-8 процентами граждан, сейчас уже 20 процентов граждан пишут завещания или иные формы распоряжения на случай смерти. У нас, как я уже сказал, появилось восемь очередей, появилось развёрнутое постановление Пленума Верховного Суда по наследованию имущества, и фактически мы вывели государство из наследников. У нас в редких случаях есть выморочное имущество, и то мы специально записали в 2013 году, что, например, если выморочным является социальное жильё, то оно передаётся в социальный жилищный фонд и, соответственно, передаётся очередникам. У нас были и другие законодательные акты, которые мы принимали. Например, отказополучатель может сразу передать - без родителей - внуку своё наследство.

Дальше, хотел бы обратить внимание на то, что совсем недавно, с 1 июня 2019 года, то есть два года назад, вступил в силу закон, появилась возможность составления совместных завещаний супругов и наследственных договоров. Совместные завещания супругов исключают конфликты, и в совместном завещании можно предусмотреть, кому, когда, в каких случаях ухода из жизни какое имущество достаётся. Наследственный договор - это когда потенциальный наследодатель и потенциальные наследники договариваются на берегу о том, кому какое имущество переходит, кого при этом нужно защищать и кому какое имущество передавать.

В 2017 году, коллеги, мы приняли поправки, предусматривающие возможность создания посмертных фондов. Самый известный наследственный посмертный фонд - это Нобелевский фонд. В мире, мы знаем, они есть, и у нас с 1 сентября 2018 года такие фонды уже существуют.

Здесь, в данном проекте, мы говорим о том, что наша, российская юрисдикция предусматривает возможность создания так называемых прижизненных наследственных фондов, которые здесь называются личными фондами. Предусматриваются правила, в каких случаях эти фонды могут создаваться, правила очень подробные, критерии очень чёткие. Есть вот такая градация личных фондов: прижизненные наследственные фонды и посмертные наследственные фонды. Понятно, что первые создаются при жизни, а вторые - после вскрытия завещания, этим занимается нотариус. На мой взгляд, это достаточно важная история. Сразу хочу обратить внимание на то, что сумма переданного имущества в прижизненный наследственный фонд не может быть менее 100 миллионов рублей, это с соответствующей оценкой, и это, на мой взгляд, достаточно важно. Также в этом проекте закона разделяются общественно-полезные фонды и личные фонды, здесь эти критерии, как я уже сказал, достаточно чётко указаны.

Более того, здесь во избежание увода имущества от долгов, от какой-то ответственности мы предлагаем целый ряд мер, которые защищают кредитора учредителя фонда, в том числе предусматривается субсидиарная ответственность личного фонда по обязательствам своего учредителя в течение трёх лет со дня создания этого фонда. Это, на мой взгляд, важно. В исключительных случаях этот срок может быть продлён, но не более чем на пять лет со дня создания личного фонда. Продление этого срока - это, естественно, прерогатива суда.

Коллеги, я считаю, это очень важный проект закона. Может быть, на слух не очень хорошо воспринимается, но я мог бы просто отметить несколько обстоятельств. Во-первых, у граждан появляется новая форма реализации права наследования, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Во-вторых, это обеспечение стабильности гражданского оборота и сохранности имущества. В-третьих, коллеги, это сильная антиофшорная мера, так как предложенный законопроектом инструмент управления активами позволит повысить привлекательность российской юрисдикции для внутренних и внешних инвесторов.

И также я ещё раз хочу обратить внимание на то, что указанный законопроект завершает двадцатилетний процесс реформирования норм наследственного права, что, конечно же, не исключает в дальнейшем внесения точечных поправок с учётом складывающейся судебной и нотариальной практики.

Коллеги, прошу поддержать данный законопроект.

Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Спасибо, Павел Владимирович.

Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.

Включите режим записи на вопросы.

Покажите список.

Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.


МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Уважаемый Павел Владимирович, вот такие страны, как Нидерланды, Лихтенштейн, Панама, имеют подобные законы, а вот Франция, страна цивилизованная, отказывается принимать подобный закон, считая, что в нём содержится много коррупционных составляющих. Вот в чём опасность, по вашему мнению, поскольку вы специалист, почему всё-таки во Франции и в некоторых других странах сложилось такое мнение именно о личных фондах?

И второе. А почему вот данный проект закона не распространяется на пенсионные накопления? То есть человек работал, работал - сейчас он вряд ли доживёт до 65 лет, - а потом куда деваются его деньги? Почему они не идут семье?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Насчёт зарубежного законодательства я сразу хочу сказать, что есть разные формы, и часть коллег пользуется австрийским, хорватским, немецким и так далее законодательством, которое позволяет на самом деле создавать там фонды. И это на самом деле, к сожалению, очень распространено. У нас не было таких возможностей, и, соответственно, у нас такие фонды не могли создаваться. Я считаю, что это неправильно. Их много не будет, но мне кажется, что если мы здесь, в России, по всей России, такую возможность создаём, то, конечно, как я уже чуть раньше сказал, это будет плюс и для страны, и для бизнеса, и для граждан, которые в этом бизнесе работают, необязательно речь идёт о собственниках.

Теперь что касается опыта Франции. Я не знаю, коллеги, нужно ли здесь рассказывать про французский гражданский кодекс. У них до сих пор действует Кодекс Наполеона, и мы знаем, что они достаточно консервативны в сфере наследственного права. Они долгое время даже наследственные договоры не могли признавать и так далее, но совсем недавно у них было принято такое законодательство, по фондам. Во всех странах вокруг Франции есть законодательство о фондах, оно очень обширное, с разными особенностями. В том числе во Франции такие возможности есть, просто они, может быть, не в Гражданском кодексе указаны. Вот это в принципе что касается иностранных юрисдикций.

Что касается пенсионных накоплений, ну, это просто немножко другая тема. Есть Пенсионный фонд Российской Федерации, есть негосударственные пенсионные фонды... Ну, это просто разные истории, которые, в общем-то, здесь не регулируются.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Мельников И.И.]. Спасибо, Павел Владимирович, присаживайтесь.

Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить.

Законопроект ставится на голосование в первом чтении.

Включите режим голосования.

Покажите результаты.


               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 13 сек.)

Проголосовало за              364 чел.80,9 %
Проголосовало против            0 чел.0,0 %
Воздержалось                    0 чел.0,0 %
Голосовало                    364 чел.
Не голосовало                  86 чел.19,1 %
Результат: принято

Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.