Форма поиска в каталоге стенограмм

  Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Седьмой созыв

Заседание:  26.10.2021
Вопрос:  О проекте федерального закона № 1243284-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о предоставлении в собственность земельных участков под жилыми домами и продлении дачной амнистии).
Выступает:  КРАШЕНИННИКОВ П.В.
Статус:  председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Сборник:  Бюлл. N 5(1920) Ч.1: Стр.19-23


<< ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.] >>

Законопроект под пунктом 11, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников.


КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Представленный вашему вниманию законопроект не первый акт по поводу дачной амнистии. Вообще, термин "дачная амнистия" не правовой, скорее, журналистский. Амнистия - это когда прощают кого-то, здесь же граждане совсем не виноваты в том, что государство меняет правила поведения, скорее, государство говорит: это наша общая проблема, и мы вам предлагаем упрощённый порядок оформления своих прав на потребительскую недвижимость, если вы захотите, можете воспользоваться, а государство ваши права будет защищать. Напомню, что первая дачная амнистия, первый закон был принят в 2006 году, прошло уже, как мы понимаем, 15 лет, и дачной амнистией воспользовалось более 14 миллионов граждан. Согласитесь, серьёзная цифра, серьёзная история. Всего таких амнистий было пять, они были с разным наполнением, некоторые нормы уже действуют как универсальные, а не как нормы переходного периода.

Вместе с тем практика правоприменения показывает, что есть ещё истории, которые нужно решать, которые нужно регулировать. Так, большие проблемы с оформлением жилых домов на земельных участках, если у граждан (в основном это горожане) отсутствуют правоустанавливающие документы. Мы знаем, что в советское время, особенно в связи с индустриальным развитием, со строительством различных фабрик, заводов, возникали рабочие посёлки и тому подобные поселения, они где-то остались, где-то были поглощены, где-то превратились в муниципальные образования, но там до сих пор проживают граждане, они даже прописаны зачастую там, но документов нет, и, соответственно, оформление затруднено. Как я уже сказал, там проживает зачастую не одно поколение граждан. Мы как раз предлагаем эту проблему решить: предлагается упрощённое бесплатное оформление прав на такие жилые дома одновременно с земельными участками. Хочу подчеркнуть, что эти нормы касаются жилых домов, построенных до 14 мая 1998 года. Почему взята эта дата? Это дата вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации. Соответственно, подаётся одно заявление в органы местного самоуправления, и на основании одного этого заявления оформляются и дом, и земельный участок. Мы подобный механизм испытали уже на гаражной амнистии. Напомню, что механизм гаражной амнистии запущен с 1 сентября этого года, и мне кажется, что это существенно упрощает жизнь граждан, которые решили оформить свои права.

Коллеги, мы также предлагаем защитить права наследников тех лиц, которые не оформили свои права: наследники проживают в такой, так сказать, потребительской недвижимости, но часто нет никаких документов - мы здесь предлагаем специальные нормы в части унаследования.

Дальше. Есть проблема для лиц, которые владеют земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения. Мы, конечно, уже подбирались к этой истории и предлагали различные механизмы, ну, вот здесь мы предлагаем механизм достаточно простой: в силу закона признать за ними право собственности, то есть чтобы не они подавали какие-то бумаги, а чтобы в силу закона было признано это право собственности. У нас есть некоторые данные на этот счёт, по поводу таких участков: ну вот право постоянного (бессрочного) пользования - у нас таких участков, по мнению Росреестра, 73 тысячи; пожизненное наследуемое владение - 103 тысячи. Но я полагаю, что таких владельцев и таких участков гораздо больше. Вот вспомним нашу практику дачной амнистии: мы думали, что будет, там, миллион, два, а оказалось 14 миллионов, это серьёзно. Мы знаем, что раз они не учтены, значит, вполне возможно, что таких участков не просто больше, а в несколько раз больше. Соответственно, мы считаем, что нужно эти вопросы решать. Вот в данном случае у них право возникнет, как я уже сказал, в силу закона - это крайне редко делается, но мы такую историю предлагаем. И если граждане посчитают, что необходимо заключение каких-то сделок, то они, конечно, будут их оформлять, но защита будет та же самая.

Уважаемые коллеги, мы предлагаем установить более продолжительный срок действия дачной амнистии - всей, не только этих норм, но и тех, которые мы уже приняли раньше, - и предлагаем, чтобы она действовала до 1 марта 2031 года, держа в уме ту историю, о которой мы всё время говорим: чтобы всё-таки эти нормы действовали бессрочно, чтобы мы не продлевали каждый раз, а чтобы эти нормы были универсальные.

И, как я уже сказал, эта амнистия не для тех, кто что-то нарушил, а скорее для государства, потому что у нас постоянно меняются правила игры, у нас меняются границы страны, внутри которых мы проживаем, и так далее, и так далее.

Коллеги, законопроект внесён мной и сенатором Андреем Анатольевичем Турчаком. На документ есть отзывы, в том числе правительства, в целом положительные отзывы. Над замечаниями будем работать ко второму чтению. Предлагаю поддержать.

Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо, Павел Владимирович.

Уважаемые коллеги, есть вопросы? Нет вопросов. Кто хотел бы?.. Есть вопросы.

Пожалуйста, включите режим записи.

Покажите список.

Грешневиков, пожалуйста.


ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".

Меня интересует судьба особо охраняемых природных территорий. По закону нельзя строить, невозможно никакое капитальное строительство в заповедниках, в заказниках, а ваша инициатива подразумевает, что в заповедниках можно будет узаконить и дать возможность приватизировать, в собственность оформить то жильё, то недвижимое имущество, которое было незаконно построено. Это наносит угрозу безопасности заповедного дела и ставит вопрос вообще о существовании заповедников. Заповедники создавались для того, чтобы действительно эта территория была удобна, комфортна для проживания не людей, а животных.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопрос. Ну, я сразу хочу сказать, что нам надо разграничить вот эти истории - по поводу приватизации и по поводу упрощённого оформления. Здесь нет никакой приватизации: граждане получили, там, от райисполкома, от профсоюза, от партийного комитета и так далее, и так далее, они правомерно пользуются конкретными участками, конкретными домами, конкретными землями, это правомерное пользование, и, для того чтобы оформить, им нужно доказать только одно - что они правомерно используют данный недвижимый объект, и государство обязано им оформить.

Теперь по поводу особо охраняемых объектов. Я вот лично считаю, что в данном случае нужно стоять на стороне граждан, потому что там тоже есть такие объекты, которые граждане построили в своё время, у них есть разрешения. Мы здесь не предлагаем на самострой распространить дачную амнистию или гаражную амнистию. И в прошлый раз этого не было, это другая история, которая, ну, во всяком случае, не касается этого акта. Это можно по-другому... можно специально поговорить. Здесь речь идёт только о том, чем уже конкретно люди пользуются.

У нас есть ограничения, я вам уже говорил: до 98-го года, 2001-го, то есть когда построен... Они связаны с законодательными актами, с Земельным и Градостроительным кодексами. Эти ограничения у нас есть, нельзя сейчас построить, прийти и сказать: вот я построил, это моё - оформите мне. Нет, это невозможно.

Мы написали действительно так в нашем акте - спасибо, что увидели. Мы считаем, раз они всё равно пользуются и выгнать их оттуда нельзя, то нельзя нарушать их права. Мы считаем, что эти права надо просто закрепить. Правительство против, есть коллеги из других органов власти, которые тоже против. Мы будем, конечно, ко второму чтению этот вопрос решать. Я думаю, что вы, когда посмотрите эту историю получше, будете за тот проект, который мы вам предлагаем.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич.

Подготовиться Куринному.


АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Павел Владимирович, у меня вопрос следующего характера. Понятно, что законопроект обоюдовыгоден - как гражданам, которые получают право на собственность, так и государству, потому что это налогооблагаемая база. Мы не так давно принимали закон - до 2026 года, сейчас продлеваем до 2031 года. Не может ли то, что мы сдвигаем сроки, всё-таки спровоцировать граждан оформлять недвижимость в собственность только по необходимости, когда они, предположим, захотят совершить какие-то сделки, а так отодвигать туда, на 2031 год, чтобы уходить от налогообложения? То есть как бы есть у нас опасность этого?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, есть такая точка зрения, подтверждаю, но я думаю, что всё-таки... Ну, как я уже сказал, здесь нормы не только по передвижению срока, это одна из важных норм. Всё-таки я считаю - и, вот когда мы обсуждали, коллеги меня поддержали, - что мы не должны гражданам говорить: вот либо в эти сроки, либо всё!.. Мы должны признавать существование ранее возникших прав - такой должен быть принцип. И неважно, кто предоставил этот участок, какой из органов, ранее существовавших, сейчас этих органов уже нет и архивов часто нет. Мы, кстати говоря, предлагаем, чтобы представляли самые разные документы, вплоть до счетов: вот много лет оплачивал коммуналку и так далее.

Мне кажется, должны быть принцип добровольности и принцип признания, признания государством ранее возникших прав. При этом всё-таки для граждан это важно. У нас были случаи, когда вот тот же самый дальневосточный гектар выделялся, а там уже проживали граждане, они не оформляли свои права, и защиты не было от имени государства - возникали конфликты, ну, фактически не то чтобы на пустом месте... но их могло бы и не быть, если бы они всё это оформили. Такие истории существуют, и мне кажется, что, для того чтобы защитить свои права, конечно, лучше всё оформить надлежаще, вовремя, а не ждать, когда, ну, что-то там произойдёт.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.

Подготовиться Аиткуловой.


КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.

Уважаемый Павел Владимирович, вопрос в отношении перечня тех документов, которые будут признаваться основанием для возникновения соответствующего права на регистрацию имущества и всего остального. Вот если говорить о счетах, то стоит отметить, что заключить договор, например, с электроснабжающей организацией, даже построив самострой, можно очень легко, а потом представить счета и сказать, мол, я вот за электричество здесь платил 20 лет, будьте добры, оформите то, что я построил. Всё-таки этот перечень кем-то будет утверждаться, как-то закрепляться?

И второй момент. Может быть, вы оговорились, когда сказали, что у наследников порой вообще никаких документов нет на то или иное строение. В отношении их как тогда будут действовать вот в соответствии с этим законом профильные чиновники?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, я не оговорился, документов зачастую нет. Вот гаражная амнистия началась - мы следим, пытаемся мониторить этот процесс. Понятно, что была не самая лучшая ситуация в начале сентября, но тем не менее. Например, представляют членские книжки умершего члена кооператива - вот такое в том числе происходит. Мы тут советовались с коллегами и считаем, что да, надо эти документы принимать.

Если оформили коммуналку год назад... Я уже говорил, что у нас здесь есть ограничения: до 98-го года - это с земельными участками и до 2001-го, то есть до закона о Градостроительном... Неважно, оформлено что-то или не оформлено: если дом построен после вступления в силу Градостроительного кодекса, на него это распространяться точно не будет. Здесь есть ограничения, прямо в законопроекте мы указываем на два кодекса - на Земельный и на Градостроительный. В данном случае мы говорим, что могут быть и иные документы, мы не указываем исчерпывающий перечень. Также есть оговорка, что субъекты Федерации вправе этот перечень расширить, сами установить. Мне кажется, это правильно, что мы идём навстречу гражданам, имеющим объекты, которые лучше бы оформить.


ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, как спрашивают, так и отвечаю. Что значит "неподробно"?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Пожалуйста, Аиткулова Эльвира Ринатовна.

Подготовиться Делягину.


АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Павел Владимирович, у меня вопрос, наверное, в развитие этого законодательства, потому что в законе есть норма о праве собственности без ограничения вида разрешённого использования и целевого назначения. Сегодня мы видим, что дачные посёлки перестали быть таковыми, то есть по правовому статусу их трудно отнести и к дачам, и к населённым пунктам. В итоге мы имеем там круглогодично проживающее население, которое требует машин скорой помощи, открытия детских садов, школ и нормальную дорогу. Вот в этой части как можно развивать нормы? Конечно, здесь необходимо наводить порядок. Сегодня мы породили такую историю, и, поверьте, главы муниципалитетов не очень рады новой задаче, потому что люди приходят к ним с требованием: мол, мы здесь живём круглый год - дайте нам всё, что полагается нормальному населённому пункту.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопрос. Вы знаете, насчёт того, что руководители муниципальных образований не рады: ну, у нас был период, полтора, что ли, месяца, когда дачная амнистия не действовала, - вот они были рады! К ним стали ходить упрашивать и так далее, и так далее. Не все, ещё раз подчёркиваю, основные-то хорошие, - так ведь? - всё делают по закону. Мне кажется, добросовестные руководители всё-таки должны заботиться о своих гражданах, о тех собственниках, которые находятся на конкретной территории, и с этой точки зрения, конечно, работы им прибавится, но и порядок будет, будет понимание, что происходит с недвижимостью.

Виды разрешённого использования. Это перекликается с первым вопросом, который был задан. Конечно, ко второму чтению эти дискуссии будут продолжаться. Мы знаем - я просто повторю, - что в правительстве есть разные точки зрения по этому поводу. Это будет отдельный вопрос, который мы будем рассматривать ко второму чтению.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Пожалуйста, Делягин Михаил Геннадьевич.


ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".

Уважаемый Павел Владимирович, вы сами сказали, что дачную амнистию было бы неплохо сделать бессрочной. Так давайте и сделаем её таковой прямо сейчас, это же доброе дело! Недвижимость старая, она уже не размножится. Давайте сделаем бессрочной! Что мешает?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос, Михаил Геннадьевич, я просто... Спасибо вам огромное от всех и от меня лично! Вот я тоже за это, давайте ко второму чтению этот вопрос будем решать.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо.

Кто хотел бы выступить, коллеги? Есть желающие.

Пожалуйста, включите режим записи на выступления.

Павел Владимирович, спасибо. Присаживайтесь.

Покажите, пожалуйста, список.

Бурляев Николай Петрович, пожалуйста.

Подготовиться Грешневикову.