Форма поиска в каталоге стенограмм

  Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Седьмой созыв

Заседание:  09.11.2021
Вопрос:  О проекте федерального закона № 1256381-7 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Выступает:  КРАШЕНИННИКОВ П.В.
Статус:  председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Сборник:  Бюлл. N 7(1922) Ч.1: Стр.21-32, 40-41


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо.

Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые коллеги! Мы этот вопрос вчера обсуждали на заседании Совета Государственной Думы. Павел Владимирович Крашенинников попросил дополнительное время, учитывая, что законопроект очень важный. Это базовый законопроект, который и содержит прямые нормы, и закладывает определённые параметры организации и работы региональной власти, исполнительной и законодательной, органов местного самоуправления. Мы с вами сегодня рассматриваем очень важный законопроект - докладчик попросил дополнительное время, с тем чтобы более полно рассказать о нормах законопроекта, его цели. Я ещё раз говорю: это законопроект, который направлен на регулирование взаимоотношений федеральной власти и региональной, органов местного самоуправления, описывает полномочия региональной власти, как исполнительной, так и законодательной. Нам крайне важно его обсудить всесторонне. Законопроект совместного ведения, мы его направили в регионы - регионы обсудили законопроект. Перед вторым чтением снова направим в регионы, чтобы более полно выслушать предложения от регионов. Этим было вызвано как раз увеличение времени для рассмотрения законопроекта.

Что касается, Владимир Вольфович, выступлений от фракций, мы договорились, что в любом случае должны уложиться в норму Регламента, в соответствии с которой вопросы и ответы должны занимать не более 35 минут. Если мы с вами успеем задать 25 вопросов, как предполагается, за это время - один разговор, если нет, значит, мы в любом случае по истечении 35 минут перейдём уже к выступлениям от фракций.

Но вы правы в том, что пандемия никуда не ушла, а мы с вами отошли от ранее принятых решений, когда договаривались от фракций задавать вопросы и выступления свои корректировать исходя из необходимости. Здесь вы абсолютно правы, у нас на сегодняшний день болеют ковидом восемь депутатов, и каждый раз у нас фамилии появляются новые - кто-то выходит с больничного, но новые заболевают.

Вот здесь, коллеги, хотелось бы, чтобы мы для себя решение приняли больше обсуждать в рамках фракций, в рамках комитетов, а когда приходим на заседание, стараться всё-таки выступления концентрированно формулировать от фракции. Владимир Вольфович здесь прав.

Слово предоставляется Павлу Владимировичу.

Пожалуйста, Павел Владимирович.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.

Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Уже больше года действует обновлённый основной закон. Напомню, что 4 июля 2020 года вступили в силу поправки к Конституции, получившие одобрение граждан в ходе общероссийского голосования.

В прошлом созыве мы очень много сделали для того, чтобы в соответствии с обновлённой Конституцией поменять действующее законодательство. И, переходя к предлагаемому законопроекту "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", хотелось бы сказать, что его источником наряду с Конституцией являются Федеральный конституционный закон "О Правительстве...", Федеральный закон "О Государственном Совете...". Достаточно большие поправки были приняты в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде..." - он тоже является таким базовым источником для этого законопроекта. Кроме того, при подготовке предлагаемого вам законопроекта мы проанализировали конституции и уставы субъектов Федерации и, конечно, учитывали это.

Коллеги, я хочу просто обратить внимание, что и действующий сегодня 184-й закон претерпел огромные изменения. Только вдумайтесь: он 187 раз изменялся, у нас этот закон превратился просто в лоскутное одеяло - есть нормы, которые повторяют то, что уже записано в других законах, а есть нормы, которые перекочевали в совершенно другие законодательные акты, касающиеся организации власти в субъектах Федерации, но в этот закон не помещены. Так что, конечно, у нас было огромное количество причин для того, чтобы подготовить новый законопроект. Это первое.

Второе. Конечно, надо сказать, что эта власть должна быть более публичной, более открытой, и эта цель у нас при подготовке законопроекта, безусловно, была.

Законопроект состоит из 11 глав и 65 статей.

Коллеги, у нас вот есть презентация, можно смотреть*.

В соответствии с Конституцией органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти - в законопроекте выстраивается обновлённая модель организации публичной власти на территории субъекта Российской Федерации. Вот мы поместили на следующем слайде положения действующего закона и того законопроекта, которым мы предлагаем это изменить. Это следующий слайд, он называется "Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Вот в законопроекте предлагается, что законодательный орган субъекта: законодательное собрание, Дума, это может быть и госсовет - это единственный законодательный орган в регионе. Высшее должностное лицо - глава региона (он может быть, например, и губернатором, и мэром) осуществляет руководство исполнительной властью в регионе. Есть высший исполнительный орган: коллеги, у нас не во всех субъектах Федерации есть правительство субъекта - здесь предлагается, чтобы это был постоянно действующий обязательный орган. Предусмотрены и иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе обязательные для конкретного субъекта Российской Федерации.

Коллеги, в публичную власть, безусловно, входят также и суды: здесь есть отсылочная норма о том, что мировые судьи действуют в соответствии с законодательством о судебной системе и законодательством о мировых судах.

Хотелось бы обратить внимание на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: это обязательный орган публичной власти региона, и высшее должностное лицо одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта Российской Федерации. В целях унификации предлагается, что в наименовании должно быть обязательно слово "глава" с дальнейшим указанием субъекта Федерации, но с учётом исторических, национальных и иных традиций может быть и какое-то дополнительное наименование - губернатор, мэр. Мы знаем, что у нас огромное количество глав являются губернаторами. Кстати, наименование не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства, - я обращаю внимание, эта норма есть и в 184-м законе, она перенесена в наш законопроект.

Высшее должностное лицо субъекта осуществляет руководство исполнительной властью субъекта, определяет систему и структуру региональных исполнительных органов власти, формирует региональное правительство, но глава субъекта может и сам возглавить правительство региона, что, собственно говоря, у нас и происходит: во многих регионах это отдельная должность, а в некоторых эти должности совмещены.

Коллеги, мы посмотрели все уставы и конституции: везде срок полномочий и высшего должностного лица, и законодательного органа субъекта Российской Федерации - пять лет. Соответственно и мы предлагаем такой же срок, пять лет - и для унификации, и поскольку это всё уже действует.

Теперь что касается количества сроков полномочий высшего должностного лица. Коллеги, мы предлагаем эту норму из федерального закона исключить, это должно регулироваться в уставах и в конституциях субъектов Российской Федерации. Мы знаем примеры, когда достаточно успешно руководители регионов действуют два, три и четыре срока, так что это должны решать сами субъекты и, соответственно, граждане, когда соответствующие выборы проводятся.

Система исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: высшее должностное лицо, высший исполнительный орган субъекта - правительство и иные исполнительные органы субъекта Федерации, в том числе обязательный финансовый орган региона, также есть ещё другие органы, которые нужно согласовывать с федеральными властями. Коллеги, эти нормы уже были в разных отраслевых законах, соответственно и мы их сюда поместили. Мне вот интересно, когда говорят, мол, зачем вы поместили руководителей тех или иных органов в этот законопроект? Ну, ответ очень простой: ни одного нового руководителя субъектового органа здесь нет, это всё есть сегодня в законодательстве, например в том же Жилищном кодексе, в Градостроительном, в законодательстве о здравоохранении это всё есть, ничего здесь такого нет. Просто это лишний раз подтверждает, что это всё должно быть в одном законе, с единым регулированием.

Теперь что касается законодательных органов, деятельности депутатов региональных парламентов - вот на это хотел бы обратить внимание. Здесь увеличиваются полномочия региональных парламентов. Вот в 2017 году - Вячеслав Викторович, помните? - президент предложил и мы приняли соответствующий закон о том, что законодательные собрания субъектов Федерации вправе приглашать руководителей федеральных органов и заслушивать их информацию. Это здесь тоже есть, но также мы предлагаем добавить, что заксобрание может приглашать и руководителей региональных исполнительных органов, а также должностных лиц органов местного самоуправления. Нам кажется, что это одна из форм реализации принципа единства публичной власти.

Теперь по поводу деятельности депутатов региональных парламентов. На сегодняшний день в разных уставах и конституциях разные нормы в этой части, но у нас существуют профессиональная деятельность депутатов, непрофессиональная деятельность депутатов и ещё такой вид деятельности, как деятельность на профессиональной основе на определённый период (их называют "полупрофессионалы", и, конечно, с ними ситуация достаточно запутанная при исчислении различного стажа, оплаты и так далее). Мы считаем, что должно быть всё-таки только два варианта: граждан выбирают соответственно избиратели, эти люди приходят, занимают государственную должность субъекта Российской Федерации - если они работают на профессиональной основе, то получают заработную плату, а если без отрыва от основной деятельности, то они зарплату не получают, но зарабатывают на хлеб там, где они работают. Это, на мой взгляд, такое достаточно важное упорядочение. Конечно, здесь предлагается и дифференциация ответственности, и в последующем, как мы считаем, нам также нужно будет в связи с этим вносить соответствующие поправки в антикоррупционное законодательство.

Совершенствование законодательного процесса. Хочу обратить внимание, что с учётом развития цифровых технологий и с учётом, к сожалению, пандемии мы предусмотрели, что законодательные собрания могут в том числе работать дистанционно. Это должно быть указано в регламенте соответствующего законодательного собрания, соответственно, такой порядок должен быть утверждён, как я уже сказал, в регламенте. Отдельно предусматривается порядок внесения законодательными органами субъектов Российской Федерации законопроектов в Государственную Думу.

Коллеги, мы сокращаем срок рассылки Государственной Думой в регионы проектов федеральных законов по предметам совместного ведения до первого чтения: 15 дней (сейчас, как вы знаете, 30), и срок на внесение поправок также 15 дней (сейчас тоже 30). Коллеги, в 99-м году, когда мы принимали действующий закон, всё это шло по почте, и часто было так, что дней десять проходило, пока дойдёт, и на обратный путь столько же времени. Мы часто получали отзывы уже после того, как законопроект был принят. Сейчас, как вы знаете, уже при внесении, то есть до рассылки, это всё вывешивается на сайте Государственной Думы, ну и дальше, после рассылки, также эта информация есть, она появляется в доступе максимум в течение нескольких часов.

Здесь есть оговорка, что законопроект, касающийся конкретных субъектов Российской Федерации, не может быть рассмотрен без учёта мнения этого конкретного региона.

По поводу полномочий. У нас, конечно же, в Конституции объём полномочий сильно изменился - здесь, в 44-й статье проекта, также переработан перечень полномочий по вопросам совместного ведения. Действующие нормы не универсальные, а либо очень общие, либо совсем узкие. Я просто в качестве иллюстрации могу сказать, что в отношении перечня имущества, которым может обладать субъект Федерации, у нас даже русского алфавита не хватило: дошли до "я", а потом стали обозначать "я-1", "я-2", "я-3", "я-4", "я-5"... то есть вместо того, чтобы дать универсальную норму, пошли просто по пути перечисления. Многие из вас работали в заксобраниях и знают, что если вдруг где-то неточно в отношении полномочий или имущества принимается акт либо высшего должностного лица, либо заксобрания, то, конечно, прокуратура немедленно подаёт соответствующие документы, и это, конечно, часто вносит, ну, такой резонанс в деятельность, начинают выяснять, кто прав, кто виноват, вместо того чтобы заниматься законопроектами. Кстати, насчёт прокуратуры: в этом законопроекте прокуратура предлагается в качестве обязательного субъекта права законодательной инициативы в регионе. На это тоже я хотел бы обратить внимание.

Я уже сказал по поводу положения о собственности и также хотел бы обратить внимание, что в действующем сегодня законе есть норма, в которой говорится о том, что должен быть федеральный закон об учёте собственности субъектов Федерации. Часть базовых норм мы прописали в этом законе, но также указываем на то, что субъект должен принимать соответствующий закон и вести соответствующий реестр в части управления этим имуществом.

Очень важно, чтобы граждане понимали, что делает власть, очень важно, чтобы граждане видели, какие акты издаются, какие полномочия как осуществляются, поэтому здесь большое количество норм, касающихся информирования населения, информации в официальных изданиях, размещения и публикации нормативных актов, в том числе и органов власти, которые не относятся к высшему должностному лицу, к правительству или к законодательному собранию. Например, если орган исполнительной власти субъекта Федерации издаёт тот или иной нормативный акт, мы предлагаем осуществлять правовую регистрацию и публикацию этих данных. Мы знаем, что, к сожалению, часто нормативные акты субъектов Российской Федерации не доводятся до сведения граждан, и, соответственно, возникают те или иные правовые коллизии.

И в заключение я хотел бы сказать о том, что мы предлагаем общую норму: данный закон вступит в силу с 1 июня 2022 года. Ну и также мы понимаем, что в связи с этим законом нужно будет внести поправки в более чем 60 федеральных законов и, соответственно, в каждом субъекте Федерации потребуется внесение поправок в конституции и уставы субъектов Российской Федерации.

Коллеги, от субъектов Федерации - и от законодательных, и от исполнительных органов - поступил 121 отзыв, это по состоянию на сегодня, на 10.00. В основном, в подавляющем большинстве это положительные отзывы. У нас есть также отзывы наших коллег из Государственно-правового управления, из Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, из Верховного Суда.

Коллеги, работа проделана колоссальная. Принимая выступление Владимира Вольфовича, я заканчиваю свой доклад.

Спасибо большое.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо, Павел Владимирович. У вас яркое завершение - Владимир Вольфович, думаю, обязательно отреагирует.

Коллеги, вопросы?

От фракции КПРФ - Матвеев Михаил Николаевич.

Пожалуйста.


МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ.

Уважаемый Павел Владимирович, в законопроекте содержится достаточно серьёзная норма о том, что в областных центрах будут некие особенности местного самоуправления, при этом какие именно, не раскрывается. Не кажется ли вам, что при принятии законопроекта в первом чтении необходимо концепцию эту сразу открыть? Иначе появляется некое ожидание того, что, может быть, речь идёт о сворачивании местного самоуправления вообще в областных центрах, при этом большинство населения Российской Федерации проживает именно там. Поясните, пожалуйста.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопрос. Работа, которую мы вели по поводу принятия соответствующих поправок в Конституцию, только некоторые законы... Нам президент по окончании работы Государственной Думы прошлого созыва сказал, что мы внесли поправки в 180 с лишним законов в связи с изменениями в Конституции. Что касается публичной власти, я основные законы назвал. У нас ещё есть, конечно, поправки, связанные с правоохранением, есть поправки, связанные с судоустройством, но, что касается уровней публичной власти, на федеральном уровне мы приняли Конституцию и названные законы, на уровне региональном - рассматриваем сейчас вот этот законопроект, а проект по поводу местного самоуправления мы, конечно, будем рассматривать после принятия этого закона, именно там все эти особенности будут рассматриваться, именно там будет осуществляться правовое регулирование. Наша задача как раз в том, чтобы все эти акты не вступали в противоречие друг с другом, как, знаете, происходит сейчас: иногда акты принимаются чуть ли не в одно время, ну и начинают конкурировать друг с другом, соответственно, те, кто исполняет, начинают конкурировать, а это разные органы с разными возможностями. Соответственно, нам нужно, чтобы вот эти мосты, от федеральной власти к субъектовой и от субъектовой к муниципальной, были именно здесь, и мы закладываем начала этих норм. И конечно, при подготовке проекта закона о местном самоуправлении мы вместе с вами будем рассматривать все эти вопросы, это будет следующим шагом.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо.

Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич.

От фракции ЛДПР - единственный вопрос.


ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.

На самом деле понятно, что основная стройка у нас ведётся в областных центрах, и появится ряд инструментов для развития агломераций, всё это будет сделано, в том числе речь идёт о комплексном развитии территорий и других моментах, которые могут появиться в связи с принятием этого закона.

У меня вопрос немного более концептуального характера. Проектируемой нормой закрепляется, что органы государственной власти субъекта самостоятельно осуществляют полномочия в сфере местного самоуправления, в том числе в сфере развития социальной и инженерной инфраструктуры. Вместе с тем в Конституции закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельны, отделены от государственной власти, - об этом говорится как в главе 1, так и, в целом, в статьях 132, 133. Вот как бы не произошло здесь, что органы на каком-то из этих уровней - либо органы госвласти субъектов, либо органы местного самоуправления - перестанут быть самостоятельными. Может, они всё-таки будут гармонично взаимодействовать при решении задач, как это и закреплено в Конституции?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос, Алексей Николаевич. Наша основная задача как раз в том, чтобы все органы власти, на разных этажах, взаимодействовали, с тем чтобы всё-таки лучше жилось гражданам, чтобы граждане понимали, что происходит, почему и как, и могли влиять на принятие решений. Это и есть основная задача - взаимодействие органов публичной власти.

Что касается полномочий, конечно, ко второму чтению - мы с вами это уже обсуждали - будем при необходимости корректировать, и я ещё раз хочу сказать, что нам важно, чтобы вот эта корректировка... Ну вот сейчас этот законопроект, о местном самоуправлении, уже готовим - собственно, его начали готовить, когда ещё Конституция принималась, - и нам важно, чтобы вот эта корректировка и взаимодополнение, взаимодействие происходили, поэтому надеемся на вашу помощь тоже.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо.

От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" - Нилов Олег Анатольевич.

Пожалуйста.


НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".

Если можно, дайте определение использованного термина "утрата доверия". Критерии должны быть чёткими, а не просто умозрительными.

И почему бы тогда - второй вопрос - в законе не установить, что применяется это и в отношении депутатов, которые тоже могут потерять доверие избирателей? Давайте и об этом тогда поговорим.

Ну и главный вопрос. Говорим о выборах губернаторов, теперь уже неограниченных, но почему-то не услышаны многочисленные предложения, можно сказать, требования всех оппозиционных фракций Государственной Думы убрать вот этот пресловутый муниципальный фильтр. Согласитесь, если мы вмешиваемся в одну часть избирательного законодательства, убирая ограничения по срокам... Давайте и вот эти наши предложения рассмотрим во втором чтении!


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Это у вас сразу три вопроса или пять?.. Я просто для протокола.

Смотрите, вот у нас изменилась ответственность высших должностных лиц, у нас теперь не... Просто "утрата доверия", это действительно так. "Утрата доверия" - это шире, чем было раньше, по коррупционным... Это очевидно, это вы правильно сказали. Но мы с вами являемся свидетелями огромного количества ситуаций, когда есть оперативная информация по поводу конкретного лица, но стадия расследования ещё такая, что даже уголовное дело не возбуждено, - но информация есть; про доверие речи нет вообще никакой, но поскольку это ещё не оформлено процессуально... Много таких историй, все они у нас на глазах, мы всё это видим, всё это происходит в режиме реального времени. Поэтому здесь вот эта утрата доверия, этот институт, этот термин оказался сам по себе использован и записан. Теперь появились новые формы ответственности, такие как предупреждение и выговор, - вы тоже на это обратили внимание. Так что вот на это я обратил бы внимание.

Теперь что касается... всё-таки сам по себе губернатор - это высшее должностное лицо субъекта, а законодательное собрание - это единственный законодательный (представительный) орган в субъекте Федерации, он коллегиальный, и там достаточно много депутатов, поэтому здесь вот этот принцип применять, мне кажется, нет смысла абсолютно. Но если вы будете давать поправки, мы, конечно же, их рассмотрим и будем отвечать уже во втором чтении.

И конечно, мы здесь связаны с избирательным законодательством, но это не избирательное законодательство, это другое - мы говорим о принципах развития региональной власти.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо.

Пожалуйста, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" - Арапов Георгий Константинович.


АРАПОВ Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".

Павел Владимирович, вы в своём выступлении сказали, что, как и прежде, депутаты региональных парламентов могут как занимать свою должность на постоянной основе, так и совмещать эту деятельность с другой, но при этом в части 3 статьи 17 написано, что депутаты, вне зависимости от осуществления либо формы осуществления ими депутатской деятельности, замещают государственную должность. Вот в связи с этим вопрос: становятся ли освобождённые депутаты людьми, занимающими государственную должность, поступающими на государственную службу?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Значит, вопрос (мы просто вчера уже его обсуждали с вашими коллегами): может ли депутат, работающий на непрофессиональной основе, заниматься бизнесом, да? Вопрос же так звучал? Да, может. Он продолжает осуществлять свою деятельность и занимается только работой в комитете, участвует в пленарках и так далее, в слушаниях различных, это не его профессиональная деятельность, поэтому... Но при этом в разных регионах по-разному. Мы просто привели к одному знаменателю, чтобы в реестре это была должность, чтобы он замещал государственную должность субъекта Российской Федерации. Вот решение такое.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Фадина Оксана Николаевна.


ФАДИНА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Уважаемый Павел Владимирович, в целях оптимизации законодательных процессов законопроектом предполагается сократить срок рассылки в регионы законопроектов по вопросам совместного ведения с 30 до 15 дней. Скажите, пожалуйста, а будут ли успевать региональные законодательные органы власти качественно и полноценно высказывать свою позицию относительно важнейших вопросов жизни граждан?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопрос, этот вопрос один из самых главных. Вот я и в Перми выступал перед Законодательным Собранием, и в Екатеринбурге перед депутатами разных уровней и хочу сказать, что этот вопрос всегда задаётся, и во многих заключениях он есть. Ну, вы знаете, его надо рассматривать, наверное, чуть-чуть шире: можно рассматривать с чисто бюрократической позиции - сократить сроки, чтобы успевать хорошие законы принимать ("хорошие" можете ставить в кавычки, можете не ставить - как хотите); можно рассматривать вот эту норму с точки зрения мобилизационной или модернизационной - я не знаю, как хотите. Ну, наверное, законодательные собрания могут собираться не 12 раз в год, а, может быть, два раза в месяц, тем более полномочия их мы здесь всё-таки усиливаем. Вот поэтому мне кажется, что можно рассматривать, ну, два раза в месяц точно, - для некоторых это, конечно, уже перебор, но мне кажется, что это нормально.

Коллеги, ну вот у нас же есть законотворческие функции у различных парламентов, но есть и представительные функции, и здесь, как я уже сказал в докладе, серьёзное наполнение, в том числе в части приглашения руководителей органов федеральных, региональных и соответственно муниципальных. Поэтому мне кажется, что это даёт возможность заниматься большим кругом вопросов и, может быть, уделять больше внимания этим вопросам.

Теперь что касается... мы тоже обсуждали достаточно подробно этот вопрос. Мы знаем практику: очень часто заксобрания и не собираются для того, чтобы дать отзыв, какой-то другой орган это делает - либо президиум, либо совет, либо просто руководитель. Поэтому есть предложение - этого сейчас в тексте нет - указать, чтобы в регламенте соответствующего заксобрания была предоставлена такая возможность ещё какому-то органу, например президиуму, чтобы они сами решили, кто может эти отзывы направлять и по какой процедуре. На этот вопрос я хотел бы так ответить.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо.

Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна, независимый депутат.


. . . . . . .
(Бюлл. N 7(1922); Ч.1: Стр.27)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Ну, наверное, более правильно сказать "последствия", то есть что будет дальше.

Павел Владимирович, пожалуйста.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Ну, это не техника, просто, видимо, не расслышал.

Какие последствия? Я думаю, последствия такие: мы выстраиваем в субъектах Российской Федерации взаимодействие, как я уже сказал, с органами разных уровней власти. И по поводу местного самоуправления я тоже уже сказал: мы готовим сейчас соответствующий законопроект. Очень надеюсь, что с учётом обсуждения, с учётом общественного обсуждения, профессионального мы, может быть, в конце года даже его и внесём, эта работа продолжается. Последствия для граждан, на мой взгляд, будут абсолютно правильные, поскольку это взаимодействие идёт всё-таки во благо всех граждан. А особенно, мне кажется, важно, что это взаимодействие по поводу назначений, по поводу ответственности органов, по поводу возможности отрешения этих органов от власти, конечно, будет содействовать более, ну, правильной работе и лучшему информированию граждан о том, как это всё работает. Соответственно, мне кажется, упорядочивание в данном случае пойдёт на пользу.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо.

От фракции КПРФ - Прокофьев Артём Вячеславович. Подготовиться Лантратовой.

Пожалуйста.


ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ.

Павел Владимирович, в соответствии со статьёй 77 Конституции регион самостоятельно устанавливает систему региональной власти, а за федеральной властью - установление только общих принципов. Но в вашем законопроекте детально регулируется устройство региональной власти. Унификация наименований, унификация сроков полномочий, детальная регламентация даже процедурных вопросов - всё это элементы унитарного государства. По сути, в вашем законопроекте не только регулируется, но и начинает формироваться система органов региональной власти. Где же самостоятельность субъектов в соответствии с 77-й статьёй Конституции? Если этот закон будет принят, то Конституция, уставы субъектов должны будут превратиться в цитатники вашего закона. Например, Конституции Татарстана в следующем году 30 лет: наименование "президент" есть, есть наименование "кабинет министров" - теперь нельзя "президент", потому что так на федеральном уровне, а "кабинет министров" нельзя, наоборот, потому что должно быть правительство, как на федеральном уровне. Где логика?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопрос. Я напомню, что это как раз законопроект об общих принципах организации публичной власти, здесь нет противоречия.

Что касается главы Российской Федерации, то им является, как вы знаете, Президент Российской Федерации. И сегодня в действующем 184-м законе прямо написано, что это словосочетание не может быть использовано, - эта норма просто взята и перенесена в законопроект, здесь ничего нового вообще нет.

Теперь, что касается... Подспудно вы задаёте вопрос: у нас Российская Федерация основывается... какая она, договорная или конституционная? Я считаю, что, конечно, конституционная. Безусловно, у нас был договор, который сыграл свою положительную роль, но после этого мы, как вы знаете, приняли Конституцию, где в том числе говорится о единстве и территориальной целостности всех наших территорий, включая территории субъектов Федерации. Это у нас сказано в 67-й статье Конституции: "Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними". Статья претерпела изменения 4 июля, но в принципе вот эта норма какой была, такой и осталась. У нас, конечно, Федерация конституционная, и на это я хотел бы обратить внимание.

У нас можно называть главу региона... как я уже сказал, он может быть и губернатором, и мэром. По поводу правительства: если будет кабинет министров - ну, я думаю, давайте мы как-то это отразим. Что касается заксобраний, - у нас вообще очень много различных наименований законодательных собраний: у нас есть и народное собрание, и верховный совет, и парламент (мы знаем, в Северной Осетии - Алании есть), и Дума, и так далее. Мне кажется, что, если нужно, по поводу кабинета министров или какого-то ещё названия правительства тоже возможны поправки ко второму чтению.

Я думаю, что здесь всё в соответствии с Конституцией. Мы законопроект, собственно говоря, и готовим непосредственно во исполнение Конституции.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо, Павел Владимирович.

Пожалуйста, Лантратова Яна Валерьевна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".

Подготовиться Гулину.


ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".

Уважаемые коллеги, статья 34 законопроекта предусматривает создание обязательного органа исполнительной власти - финансового органа субъекта. Правительство участвует в отборе кандидатов на должность, квалификационные требования к такому лицу устанавливаются правительством, а проведение проверки соответствия кандидатов осуществляется с участием уполномоченного ФОИВа. Скажите, пожалуйста, каким образом будет формироваться перечень кандидатов на должность: будет ли это открытый конкурс или список кандидатур, предлагаемый главой субъекта, предусмотрены ли какие-либо правовые или организационные форматы участия субъектов в процедуре проведения проверки соответствия кандидатов квалификационным требованиям? И Алексей Кудрин, когда выступал в Государственной Думе в апреле, говорил, что для развития регионов федеральная власть должна дать им больше самостоятельности в финансовых вопросах, - как вы считаете, не приведёт ли эта норма как раз к ещё большей зависимости?.. (Микрофон отключён.)


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо, Яна Валерьевна. Ваш вопрос перекликается с предыдущим. Мы считаем, что нам вот эти процедуры - как выставлять, каких кандидатов - не надо прописывать, как раз субъекты Федерации должны сами эту процедуру предусмотреть.

Что касается согласования вот этого, как я уже сказал, обязательного финансового органа, оно необходимо, оно и сегодня существует, и, конечно, оно действует.

И спасибо, что напомнили: у нас есть ещё такие органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти. Вот, допустим, КРУ, контрольно-ревизионные органы - ну, это может быть тоже Счётная палата или контрольно-ревизионное управление. Также у нас есть отдельные органы, такие как уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребёнка, - и здесь также указано, что в уставах, в конституциях субъектов Федерации могут учреждаться дополнительно вот эти органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти. Ну вот мы можем вспомнить, допустим, уполномоченного по правам ребёнка. Это их право, они тоже могут это создавать и так далее. Спасибо, что обратили на это внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Пожалуйста, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" - Гулин Максим Алексеевич.


ГУЛИН М. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".

Павел Владимирович, пенсионную реформу уже впопыхах приняли - этот законопроект не уступает. Запланировано ли создание рабочей группы по доработке законопроекта ко второму чтению - конечно, в случае его сегодняшнего принятия - и публичное обсуждение поступающих поправок, конечно с привлечением регионов?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, я ваши оценки не буду комментировать, а что касается процедуры, она у нас установлена: если сейчас, когда Госдума проголосует, мы примем законопроект в первом чтении, будет открыта процедура поступления поправок ко второму чтению. Мы, конечно, их все будем рассматривать - я так понимаю, вы пришлёте поправки, - мы вас приглашаем на заседание комитета, приходите, будем вместе смотреть поправки, обсуждать, вы будете критиковать, мы будем вас убеждать в том или в другом. А может, вы нас убедите в чём-то.

Конечно, эта работа достаточно сложная, законопроект тяжёлый, мы всё это понимаем, но во взаимодействии мы, мне кажется, должны выдать хороший закон, который эту составляющую нашей публичной власти урегулировал бы добротно.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо.

Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич, "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Спасибо, Вячеслав Викторович.

Пандемия вносит свои корректировки, законодательные органы власти субъектов Российской Федерации уже стали использовать дистанционные методы принятия решений. Законопроект прямо оговаривает возможность дистанционного участия депутатов в принятии решения. Уважаемый Павел Владимирович, скажите, пожалуйста, в каких случаях, на ваш взгляд, будут приниматься такие решения?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Большое спасибо за вопрос. Я думаю, что всё будет зависеть не от усмотрения кого-то, скорее это будет зависеть от той ситуации, которая развивается в конкретном регионе. Ну вот сегодня у нас пандемия, этот фактор мы должны учитывать, и если законодательное собрание в своём регламенте это предусмотрит, то, наверное, они могут предусмотреть и какие-то критерии. Мы здесь предусмотрели только один критерий - чтобы была эта возможность и чтобы это было предусмотрено в регламенте законодательного собрания. А дальше уже исходя из конкретной ситуации они будут выбирать, соответственно, дистанционный режим или недистанционный.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо.

Фракция КПРФ - Михайлов Олег Алексеевич.


МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ.

Здравствуйте, Павел Владимирович, уважаемые коллеги! Государственная власть в субъектах базируется на тех же принципах формирования и функционирования, включая выборность и сменяемость, что и федеральная государственная власть. Не считаете ли вы, что необходимо до принятия закона унифицировать в нём норму об избрании глав субъектов Российской Федерации с нормой Конституции об избрании Президентом Российской Федерации одного лица в части ограничения двумя сроками, а также ввести ценз оседлости при избрании глав субъектов, как это закреплено в Конституции для Президента Российской Федерации? Это первое.

И второй вопрос. Как этот законопроект обеспечивает принцип равноправия сложных субъектов - субъектов-матрёшек, ну, например Ненецкого автономного округа в Архангельской области? Сохраняются ли договорные отношения между областью и автономным округом?

А вообще, я считаю, что этот законопроект - последний гвоздь в крышку гроба федерализма в Российской Федерации.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопросы.

Вот ваш сосед "по парте" только что говорил, что не надо этого делать - не надо одинаковые нормы вносить, и мы как раз пошли по этому пути. Я подчёркиваю, что у нас были разные положения по поводу сроков полномочий губернаторов в законе: то они были установлены, то их не было, то опять были. Мы как раз предлагаем: пусть сами субъекты решают, это их решение, они должны им руководствоваться, соответственно, это будет в конституции, в уставе субъекта Российской Федерации.

Теперь по поводу так называемых матрёшек. Они у нас есть, вы правильно сказали про Архангельскую область, ещё есть Тюменская, это сложносоставные субъекты, говоря юридическим языком. Я надеюсь, никто не обиделся, а то не хватало ещё этого. Конечно, мы думаем, что нам потребуются изменения ко второму чтению, и мы, наверное, сохраним ту структуру, которая есть сегодня. Первоначально предлагалось и предполагалось, что часть этих норм перейдёт в бюджетное законодательство, в Бюджетный кодекс, но сейчас мы видим, что если мы сделаем какой-то лаг и какое-то время это работать не будет так, как сейчас, то это вызовет, ну, бюджетную неурядицу точно. Поэтому сейчас, во всяком случае, наше мнение таково, что надо восстановить конфигурацию, которая существует в этих сложноустроенных регионах.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо.

Пожалуйста, Лисицын Анатолий Иванович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".

Подготовиться Ткачёву, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".


ЛИСИЦЫН А. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".

Павел Владимирович, мы прекрасно понимаем, что прежний закон работал слабо, в новом законе почему-то также не заложены вопросы финансирования. А без финансирования этот закон также будет пробуксовывать, это очевидно и понятно.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Анатолий Иванович, спасибо большое за вопрос.

Коллеги задавали вопросы, и я предварительно ответил: мы сознательно в этот законопроект не включили бюджетные процессы и финансирование, это абсолютно сознательно. Мы здесь выстраиваем правовую конструкцию взаимодействия органов публичной власти, чтобы была информированность, публичность, чтобы это было более эффективно, чтобы эта работа шла для граждан, для избирателей. Будет следующий этап - бюджетное законодательство, именно там те вопросы, о которых вы сказали, и должны прорабатываться.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо.

Пожалуйста, Ткачёв Антон Олегович, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".

Подготовиться Сарановой.


ТКАЧЕВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".

Павел Владимирович, коллеги, вот сколько раз за новейшую историю мы уже продлевали сроки полномочий глав регионов - три, четыре? Можно долго об этом говорить. Но на сегодняшний день уже сформировался устойчивый запрос на обновление, особенно в регионах, - к счастью, это естественный процесс. Возможно ли обойтись без этой нормы? Если нет, то почему и в чём её такая острая необходимость?


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос, Антон Олегович. Как раз этой нормы нет, она была, но мы её убрали, её нет, мы не регулируем этот вопрос. Мы считаем, что это компетенция конкретных субъектов Российской Федерации, они должны этот вопрос решать, а после решения этого вопроса дальше уже дело за избирателями.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Уважаемые коллеги, когда мы говорим об обновлении - всё в руках наших граждан. Даже если будет ограничение двумя сроками полномочий, губернатор может проработать один срок, а потом, выйдя на второй срок кандидатом, не получить поддержки. Если губернатор хорошо работает - пускай работает; если он плохо работает - люди его переизберут. Источник власти - народ, давайте из этого исходить.

Вот мы говорим о том, что надо ограничивать, но во всём мире от этого давно ушли. Это осталось только в Соединённых Штатах Америки, и то в самое тяжёлое время, во время Второй мировой войны, они эту норму перечеркнули и оставили того президента, который мог защитить страну. А мы экспериментируем... Обновление надо? Надо спрашивать больше, ответственности больше! Пускай региональное законодательное собрание берёт на себя полномочия. Считают они, что нужно два срока - пускай будет два, три - три, убирают они эту норму - пускай уберут. Мы какие-то права должны дать нашим коллегам в региональных парламентах? А сейчас, с одной стороны, мы говорим, мол, мы же федерация, пускай они решения принимают по своему усмотрению, а с другой стороны, им такого права не даём.

И опять, когда мы говорим о федерации, давайте изучим вопросы. У нас вот декабрь как нельзя лучший месяц для этого. Будем обязательно анализировать, почему распался Советский Союз 30 лет назад. Вот давайте проанализируем!


. . . . . . .
(Бюлл. N 7(1922); Ч.1: Стр.32)

САРАНОВА Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Спасибо большое.

Павел Владимирович, здравствуйте! Вернёмся к механизму ответственности региональных депутатов. Я хотела бы вас попросить рассказать более подробно, какие основания могут быть для освобождения регионального депутата от должности.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопрос. У нас есть основания для ответственности, они предусмотрены: это, конечно, конфликт интересов, это, конечно, коррупционная составляющая и это, конечно, уголовная составляющая (мне кажется, что это есть). Но хочу сказать, что, в отличие от депутатов Госдумы и депутатов муниципальных органов, у региональных депутатов в этом смысле ответственность даже немножко пониже. С этой точки зрения мы предлагаем унифицировать (многим это слово не нравится), унифицировать и с депутатами местного самоуправления, и с депутатами Государственной Думы, и сделать основания ответственности именно вот такие.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Уважаемые коллеги, у нас с вами в соответствии с Регламентом время для вопросов исчерпано, мы переходим к выступлениям.


. . . . . . .
(Бюлл. N 7(1922); Ч.1: Стр.40)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.

Уважаемые коллеги, слово предоставляется Павлу Владимировичу Крашенинникову.

Пожалуйста, Павел Владимирович. У вас есть возможность ответить на вопросы, которые прозвучали в выступлениях от фракций.


КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое, уважаемый Вячеслав Викторович.

Уважаемые коллеги, тема очень хорошая, да ведь? Но ситуация с точки зрения регулирования - не очень. Вот Дмитрий Фёдорович, спасибо ему, ещё раз напомнил: уже 187 поправок мы приняли - а сколько было отклонено, - и вот сейчас мы ещё совсем немного отработали, но уже идут проекты, с тем чтобы опять вносить в 184-й закон поправки. У нас нетронутыми в этом законе остались только десять статей, это в основном технические статьи и переходные. Коллеги, статья 18 "Высшее должностное лицо..." 50 раз менялась то в одну, то в другую сторону; что касается наших коллег в заксобраниях - 30 раз. Поэтому, конечно, говорить о том, что закон надо оставить и он такой хороший, ну, наверное, точно не стоит. Мы как раз предлагаем эволюционный характер изменений, а не революционный, коллеги, я просто хочу на это обратить внимание.

Я бы, наверное, ещё вот на что обратил внимание. Было сказано про федеративные государства, но к этим государствам относятся, например, Австралия, Соединённые Штаты, Швейцарская Конфедерация (ну это конфедерация, конечно). Хочу сказать, что по законодательству вот этих стран, которые я назвал, это как раз компетенция соответствующих субъектов федерации: они решают - федеральная власть в это не вмешивается, - кто должен быть высшим должностным лицом, сколько сроков и так далее, сроки определяет конкретный штат, конкретная земля. Мне кажется, что об этом мы также должны сказать.

Теперь хочу сказать Юрию Петровичу, мною глубокоуважаемому, - он сказал, что... (Шум в зале.) Сейчас он не слышит.

Юрий Петрович, всё хорошо, мы тут. Вы сказали, что Конституционный Суд уменьшает своё влияние и так далее. Это совсем не так. У нас появился предварительный нормоконтроль, и, между прочим, он касается не только федеральных законотворцев, но и законодательных собраний субъектов Федерации. Ещё на стадии проектирования, если видно, что законопроект противоречит Конституции, президент может направить документы в Конституционный Суд и прекратить соответствующее регулирование. Мне кажется, что на это тоже нужно обратить внимание.

Также нужно обратить внимание на то, что в федеральном законе о Госсовете, который уже действует, есть антиконфликтные нормы и антиконфликтные меры в части отношений между субъектом и муниципальными властями, - эти нормы уже есть, эти меры уже существуют.

Кстати говоря, по поводу Конституционного Суда. Это как-то прошло незамеченным, хотя мы об этом говорили и даже, можно сказать, кричали: органы местного самоуправления после внесения поправок в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде..." имеют право подавать в Конституционный Суд соответствующие заявления - у них этого права раньше не было.

Были предложения и вопросы по поводу утверждения председателя правительства региона. Мы считаем, коллеги, что это компетенция субъекта Российской Федерации, они должны решать, нужно им утверждать премьера или не нужно. Мы уже говорили, что премьером, между прочим, может быть и ВДЛ, высшее должностное лицо, либо высшее должностное лицо назначает этого самого премьер-министра, но при этом согласование - это компетенция субъектов, как и сейчас. Мы, кстати говоря, знаем, что во многих регионах не только председатель правительства утверждается, есть регионы, в которых утверждаются первые заместители губернатора и так далее, как бы это ни называлось. Эти вопросы должны решаться в конституциях и в уставах субъектов Федерации.

Большое спасибо, коллеги. Ждём поправок.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Володин В.В.]. Спасибо, Павел Владимирович.

Полномочные представители президента, правительства будут выступать? Нет желания.

Уважаемые коллеги, мы принимаем очень важный законопроект. Ещё раз обращаю внимание: это законопроект, который существенно повлияет на наше государственное строительство, - Павел Владимирович, выступая, сказал об этом. Коллеги, вдумайтесь: мы с вами, принимая этот законопроект, делаем государство сильным или ослабляем его? Вот в чём основной смысл. Мы говорили о параде суверенитетов, вот здесь выступали некоторые наши коллеги, говорили о регионах, а вы задайте себе вопрос: почему при одинаковых возможностях, и особенно в 90-е годы, Белгородская область и Курская так сильно отличаются друг от друга (возможности-то у них одинаковые были)? А почему две республики - Татарстан и Башкортостан достигли разных успехов? Башкортостан экономически был сильнее, и возможностей у него было больше, почему же сегодня Татарстан более сильный и экономически самодостаточен, а Башкортостан - наоборот? Вот если вы начнёте искать ответы, то поймёте, почему нам необходимо принимать закон, который закладывает основы публичной власти в регионах, и почему правильно сделали законодатели, когда, с одной стороны, предоставили определённые возможности региональным парламентам, расширили их, а с другой стороны, ключевые вопросы замкнули на федеральном центре, при этом описали в том числе взаимодействие между центром и субъектами.

Коллеги, у нас до второго чтения есть время, мы можем многое поправить, внести изменения, но совершенно очевидно, что закон крайне необходим. Крашенинников прав, 184-й закон весь латан-перелатан, за это время вносились поправки практически в каждую его норму. Поэтому нам очень важно сегодня принять законопроект в первом чтении, концептуально закрепив положения, а затем уже ко второму чтению подготовить поправки, наверняка их будет много.

Ставится на голосование законопроект, вопрос 14, первое чтение.

Включите режим голосования.

Покажите результаты.


               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 21 сек.)

Проголосовало за              317 чел.70,4 %
Проголосовало против           66 чел.14,7 %
Воздержалось                   12 чел.2,7 %
Голосовало                    395 чел.
Не голосовало                  55 чел.12,2 %
Результат: принято

За - 317, против - 66, воздержалось - 12. Законопроект в первом чтении принят. Коллеги, поздравляю! (Аплодисменты.)