Форма поиска в каталоге стенограмм

  Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Седьмой созыв

Заседание:  14.06.2022
Вопрос:  О проекте федерального закона № 83061-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов государственно-частного партнёрства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов).
Выступает:  АЛТУХОВ С.В.
Статус:  фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Сборник:  Бюлл. N 50(1965) Ч.1: Стр.63-64


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Жуков А.Д.]. Спасибо.

Содоклад Сергея Викторовича Алтухова.


АЛТУХОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленный вам проект закона направлен на совершенствование механизмов государственно-частного партнёрства при реализации крупных инфраструктурных проектов с участием частного капитала, привлечением денег частных инвесторов. Представитель правительства уже достаточно подробно рассказал о предложенных новеллах. Я лишь обозначу позицию комитета и скажу о том, что сейчас есть в законопроекте, и о том, что хотелось бы видеть в нём.

Во исполнение поручения межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в целях правового обеспечения и развития концессионных соглашений под председательством Ирины Анатольевны Яровой в проекте закона устанавливаются более жёсткие требования, которым должен соответствовать концессионер: не может заключать концессионное соглашение юридическое лицо, находящееся в стадии банкротства, в стадии ликвидации или имеющее задолженность по налогам. Более прозрачной планируется сделать конкурсную процедуру, особенно это касается конкурсов с единственным участником, - сейчас процедура очень непрозрачная. На заседании рабочей группы в январе речь шла об участии государственного регулятора в структуре управления концессией - в проекте закона мы предлагаем наделить Минэкономразвития функцией по ведению реестра концессионных соглашений; сейчас такой возможности и такого реестра нет. Кроме того, предусматривается возможность проведения процедуры конкурса в электронном виде, этому соответствует отдельная глава, в которой детально прописываются особенности проведения конкурса в электронной форме. Важно, что вводится норма о возможности заключения концессионных соглашений в отношении объектов незавёршенного строительства. Я напомню, что у нас, по данным Счётной палаты на конец 2019 года, более 7700 объектов на сумму более 700 миллиардов рублей находится в стадии незавершённого строительства. И мы поддерживаем здесь позицию правительства: вовлечение механизмов государственно-частного партнёрства в работу на объектах незавершённого строительства позволит по крайней мере расшить проблему долгостроев. Ещё один очень важный аспект: концепция даже с учётом предложенных замечаний не поменяется ко второму чтению.

И вот с учётом изложенного мы в том числе предлагаем отметить следующее. Законопроектом предусматривается включение в федеральный закон № 115-ФЗ новых правил о формах финансового участия концедента в концессионном соглашении, но из представленной редакции неясно, как будет формироваться состав расходов концессионера, могут ли в состав таких расходов быть включены расходы на уплату процентов, как будет формироваться структура расходов, что будет приниматься к возмещению, фактические расходы или запланированные, - это всё необходимо уточнить ко второму чтению. Положения статьи 23 предлагается дополнить частью, в которой правительство наделяется полномочием по установлению перечня требований, предъявляемых к участникам конкурса, - представляется, что эта норма требует дополнительного обсуждения: установление закрытого перечня требований к участникам конкурса может несколько ограничить права субъектов и муниципальных образований, так как именно им необходимо устанавливать требования к участникам конкурса с учётом индивидуальных особенностей объектов концессионных соглашений, а кроме того, действующими положениями о концессионных соглашениях установлено, что в конкурсной документации запрещается устанавливать требования, которые ограничивают доступ определённого круга лиц к участию в конкурсе. Принимая во внимание предусмотренные законопроектом изменения в части конкурсных процедур, комитет считает необходимым также рассмотреть вопрос о создании на базе одной из существующих систем реестра концессионных соглашений, в который включались бы не только имеющиеся объекты концессии на этапе реализации и ввода их в эксплуатацию, но и потенциальные объекты концессии, что позволило бы сделать конкурсные процедуры достаточно прозрачными и расширить географию применения механизмов ГЧП на территории нашей страны.

По мнению комитета, поступившие к законопроекту замечания правового характера будут учтены ко второму чтению без изменения концепции, поэтому Комитет по экономической политике предлагает принять проект закона в первом чтении. Просим поддержать.

Благодарю за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Жуков А.Д.]. Спасибо.

Коллеги, есть ли вопросы? Есть.

Включите режим записи на вопросы.

Покажите список.

Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.