Форма поиска в каталоге стенограмм

  Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Седьмой созыв

Заседание:  29.06.2022
Вопрос:  О проекте федерального закона № 132287-8 "Об исполнении федерального бюджета за 2021 год".
Выступает:  ДЕМИН А.В.
Статус:  председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ"
Сборник:  Бюлл. N 55(1970) Ч.1: Стр.60-62


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Жуков А.Д.]. Спасибо.

Дёмин Александр Вячеславович.


ДЁМИН А. В., председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".

Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассмотрение исполнения бюджета прошлого года - это для нас прежде всего работа над ошибками и постановка задач на будущее. Мы живём сегодня в сложном переходном периоде из-за политики санкций, необходимо перестроить бюджет так, чтобы он отвечал духу времени, позволял оперативно принимать гибкие решения, способствовал росту внутреннего рынка, захватывая нишу ушедших западных корпораций, помогая нам осуществлять новую экономическую политику, новый НЭП.

Сейчас бюджет - это косная конструкция, многие предложения откладываются на потом. "Рассмотрим их в бюджете на следующий год", - говорят чиновники, а надо решать здесь и сейчас. Поэтому предлагаем пересмотреть в бюджете часть нацпроектов, особенно связанных с развитием в направлении на Запад. Средства не должны расходоваться впустую только потому, что их заложили, а если не оптимизировать ряд статей уже в этом году, то деньги попросту пропадут.

Профицит бюджета - 1,5 триллиона рублей, объём ФНБ - 12,4 триллиона рублей по состоянию на 1 июня, это больше, чем было у нас в начале пандемии, при этом по-прежнему идут разговоры про возможное повышение налогов, а не про то, как осуществить структурную трансформацию экономики. Перед нами стоит задача не только сохранить привычный уровень жизни людей, но и создать условия для развития экономики. При этом коллеги из КПРФ и "СРП" хотят бюджет настолько социальный, что непонятно, кто же вообще будет зарабатывать деньги. Стране нужен прогрессивный бюджет развития, такой, который будет направлен не только на поддержку самых бедных, но и на создание условий для тех, кто имеет потенциал, для тех, кто сам хочет развиваться.

Простой пример. Консолидированный объём финансовой помощи МСП за предыдущие шесть лет составил порядка 1,7 триллиона рублей, это колоссальные деньги, можно было бы давно создать во всех отраслях экономики сотни крепких середняков, направив каждому по миллиарду на развитие производства. Если таких компаний в стране будет 200, 500, а возможно, и 1000, то они кардинально изменят ситуацию в экономике, произведут экспансию на внутренний рынок и на деле, а не на словах начнут решать задачи импортозамещения. Но им нужно помочь сделать резкий старт вверх, заложить целевым образом деньги на поддержку этой "золотой тысячи".

Вместо помощи мы продолжаем усложнять бизнесу задачи. В 2018 году создание системы обязательной маркировки товаров обошлось в 200 миллиардов рублей. За последние два года бизнес потратил на установление оборудования для маркировки сотни миллиардов, и это в тяжёлое ковидное время. То есть в тучные времена мы истощали бизнес маркировкой и налогами, а в кризисные времена говорим: вы держитесь, пока у вас есть деньги, будете в состоянии банкротства - может, поможем. От этого сегодня не легче ни бизнесу, ни избирателям, ни стране в целом.

Если у нас есть зависимость от импорта в какой-то отрасли, то почему бы не освободить эту отрасль полностью от всех налогов, от всех проверок, что потеряет от этого государство? Это не говоря о том, что доля неконкурентных закупок составляет почти 75 процентов, это 6,6 триллиона рублей из общего объёма госзакупок на 8,9 триллиона. Коллеги, мы пытаемся найти 1,2 миллиарда на развитие экономики, здравоохранения, а сколько триллионов зарыто в неконкурентных закупках? Проблемы дефицита бюджета не существовало бы. Борьба с неконкурентными закупками должна стать ключевой целью правительства.

В целом необходимо менять систему госуправления. Мы предлагаем ввести новый подход: работа министерств должна оцениваться по состоянию отрасли экономики, нужно смотреть динамику, что меняется, от критической точки.

Наконец, вопросы региональной политики, межбюджетных отношений. Регионы не справляются не то что с программами развития - нет там давно уже никакого развития, - регионы не справляются даже с текущими расходами. Бюджеты в значительной степени зависят от финансовой помощи из Москвы. Доходы 27 субъектов более чем на 40 процентов сформированы за счёт безвозмездных поступлений из других бюджетов. Постоянно сокращается объём доходов муниципальных бюджетов: в 1997 году, когда принимался закон о местном самоуправлении, объём доходов муниципалитетов составлял больше 10 процентов ВВП, а в прошлом году - всего около 3 процентов. В Свердловской области, на всём Урале - в промышленном сердце страны - нет денег на развитие технологий. Мы до сих пор используем производства из прошлого, лишь обновляя и ремонтируя оборудование, вместо того чтобы идти вперёд и превратить Россию в страну первого мира, в технологического лидера. Всё потому, что у нас бюджет не видит эти точки роста. Вместо них деньги уходят всё в те же малопонятные институты развития. Что там изобрели, где эти миллиарды, никто не знает. Предлагаем деньги от "РОСНАНО", "Сколково" и других проектов направить на развитие существующих кластеров, прежде всего на Урале, в Екатеринбурге - третьей столице России. Чтобы развиваться, субъекты Федерации должны иметь свои доходы, но последние десять лет федеральный центр методично их забирал и продолжает забирать. Понятно, что если просто перераспределить часть налогов с федерального уровня на региональный, то это проблему никак не решит: выиграют только самые богатые субъекты, а для остальных ничего не изменится. Но мы можем снять с регионов хотя бы часть финансового бремени: считаю, что необходимо передать на федеральный уровень важные расходы - на зарплату учителей и врачей, - сегодня мы уже об этом говорили. Инициатива партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по введению единого федерального оклада для врачей и учителей в размере 75 тысяч рублей предполагает, что эта статья расходов должна финансироваться напрямую из федерального бюджета. Благодаря этому у регионов останутся ресурсы на развитие дорог, социальной инфраструктуры, благоустройство городов, поддержку местного бизнеса.

Итак, повторю, какие ключевые шаги нам надо предпринять для развития страны. Первое, новый принцип формирования бюджета: работа всех министерств и каждого отдельного человека должна оцениваться по состоянию курируемой отрасли экономики. Второе, серьёзная борьба с неконкурентными закупками. Третье, перевод денег из многочисленных и малоэффективных институтов развития на поддержку реально работающих производственных кластеров, в первую очередь на Урале. И четвёртое, зарплаты учителям и врачам, причём достойные, нужно платить напрямую из федерального бюджета, снимая нагрузку с региональных бюджетов. Нам нужен бюджет развития, мы ждём его от правительства.

Этот отчёт мы поддерживаем.

Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Жуков А.Д.]. Спасибо.

От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Макаров Андрей Михайлович.